Kornelij Glas (kornelij) wrote,
Kornelij Glas
kornelij

Categories:

Стратегия Национальной Безопасности Республики Армения, ч.1

Одобрена на заседании Совета национальной

безопасности при Президенте РА 26.01.2007 г.

Введение: Понятие стратегии национальной безопасности

 

Стратегия национальной безопасности Республики Армения представляет систему обеспечения стабильного развития и безопасности государства, общества и личности, государственной политики сохранения армянской самобытности. Она реализуется для всех сфер жизнедеятельности посредством разработки и реализации единой государственной политики, основанной на системе демократических ценностей.

Стратегия национальной безопасности Республики Армения подлежит уточнениям согласно внутригосударственной и международной обстановке, изменению угроз и вызовов, а также согласно реализуемым целям, указанным в настоящем документе.

Основными гарантиями реализации стратегии национальной безопасности являются:

·              эффективность системы государственного управления,

·              обеспечение верховенства права,

·              укоренение демократических ценностей,

·              независимость и беспристрастность судебной власти,

·              боеспособность вооруженных сил,

·              эффективная деятельность органов безопасности и правоохранительных органов,

·              внешняя политика, обеспечивающая эффективную международную интегрированность,

·              обеспечение социальной справедливости.

 

 

I.                        Основополагающие ценности национальной безопасности Республики Армения, факторы и действия реализации безопасности, направленные против них угрозы

 

1. Основополагающие ценности национальной безопасности Республики Армения

 

Основополагающими ценностями национальной безопасности Республики Армения являются:

·              Независимость: Республика Армения - суверенное, демократическое, социальное, правовое государство.

·              Защищённость государства и народа: Республика Армения обеспечивает свою территориальную целостность и неприкосновенность границ, физическое существование своего населения.

·              Мир и международное сотрудничество: Республика Армения стремится к повышению своей международной интегрированности, способствует обеспечению мира и безопасности в регионе и в мире,

·              Сохранение армянства: Республика Армения добивается сохранения и развития национальной самобытности армянского народа на Родине и в Диаспоре.

·              Благосостояние: Республика Армения стремится путём стабильного развития обеспечить высокий уровень жизни населения.

 

2. Факторы и действия по реализации национальной безопасности

 

Факторами и действиями, служащими основополагающим ценностям национальной безопасности, являются:

 

 

В сфере независимости:

·              обеспечение естественной и эффективной работы конституционного строя, всех компонентов государственности, системы государственного управления,

·              развитие и защита демократического строя,

·              обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина,

·              полная интеграция и защищенность проживающих в Армении этнических меньшинств,

·              углубление и укоренение рыночных отношений, стимулирование научно-, инновационно- и экспортнонаправленных секторов экономики,

·              защита и обеспечение надёжной работы энергетической, транспортной инфраструктуры и инфраструктуры связи,

 

В сфере безопасности государства и народа:

·              модернизация и повышение боеспособности вооружённых сил, эффективности деятельности органов безопасности и правоохранительных органов,

·              участие в международной борьбе с транснациональными преступлениями, в том числе против международного терроризма, с распространением оружия массового поражения и его компонентов, с распространением наркотических и контрафактных лекарственных средств, торговлей людьми, производством и ввозом некачественных продовольственных товаров,

·              формирование благоприятной окружающей среды для жизнедеятельности настоящего и будущего поколений,

·              сохранение и эффективное использование природных ресурсов, системное оздоровление экологической обстановки,

·              интегрирование в современные международные структуры мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного свойства, надёжное прогнозирование, предотвращение и нейтрализация природных и техногенных опасностей, обеспечение безопасности, надежности и стабильности градостроительных систем.

 

В сфере мира и международной безопасности:

·              укрепление международного авторитета Республики Армения, установление в регионе прочного мира, повышение уровня международной интегрированности страны, в том числе посредством участия в международных усилиях по поддержанию мира и безопасности, в миротворческих операциях.

 

В сфере сохранения армянства:

·              разработка и реализация всеобъемлющей повестки отношений Армения -Диаспора, всестороннее объединение сил Диаспоры,

·              развитие армяноведческих отраслей: армянского языка и литературы, истории и культуры, как факторов, обеспечивающих долговечность национального наследия и олицетворяющих национальную идентичность,

·              всестороннее развитие национальной культуры на основе сохранения самобытности и усвоения достижений общечеловеческой культуры, эффективное представление за рубежом армянского культурного наследия.

 

В сфере благосостояния:

·              преодоление бедности,

·              реализация социальной политики, обеспечивающей защиту уязвимых групп населения,

·              разработка и осуществление конкурентоспособной и эффективной научно-образовательной политики, особенно в качестве инновационного развития,

·              всеохватывающее и эффективное развитие системы здравоохранения в соответствии с высокими международными стандартами,

·              создание возможностей для духовно-культурного развития личности и общества.

 

3. Угрозы, направленные против национальной безопасности

 

Угрозами, направленными против национальной безопасности, считаются явления, действия и бездействие, направленные против существования государства, общества, семьи и личности, расшатывающие их устои или представляющие для них потенциальную опасность. Такие угрозы могут возникнуть внутри страны (внутренние угрозы) и за пределами ее границ (внешние угрозы).

Стержневой задачей национальной безопасности Республики Армения является урегулирование нагорно-карабахского конфликта.

Восстановив в конце 20-го века свою независимость, Республика Армения всё ещё сохраняет присущие переходному отрезку времени особенности преобразования. Данными особенностями обусловлены основные внутренние угрозы.

В тот же период вокруг Армении появились внутрирегиональные и внерегиональные угрозы безопасности. Внутрирегиональные угрозы преимущественно обусловлены существующими в регионе этническими конфликтами и вооружёнными столкновениями. Внерегиональные угрозы в основном исходят от пересечения интересов в регионе всех основных центров сил.

 

Внешними угрозами являются:

· Применение вооружённой силы: Прямые угрозы применения вооружённой силы против Армении и Нагорно-Карабахской Республики исходят со стороны Азербайджанской Республики. Хотя существуют многочисленные факторы, предотвращающие подобное развитие, прямые воинственные заявления на самом высоком уровне дают основание расценивать их как непосредственную угрозу. Турецкая Республика, являясь военным союзником Азербайджана, при таком развитии может создать такую же угрозу. Республика Армения, основываясь на общепризнанных нормах международного права, рассматривает блокаду со стороны Азербайджана и Турции как применение силы против нее.

· Этнические конфликты, внутренние столкновения и военные действия в приграничных государствах: Такие явления для Республики Армения могут представлять разнообразные угрозы – от диверсионных действий по отношению к транзитной инфраструктуре до трансграничного влияния развертывающихся в соседних государствах военных действий.

· Перекрытие транзитных путей на территории приграничных государств: Республика Армения уже чувствует влияние бездействия железнодорожной линии Тбилиси-Сухуми и автодорог из Грузии в Россию. Непосредственной угрозой национальной безопасности Армении может выступать возможное применение со стороны международного сообщества широких экономических санкций по отношению к Ирану.

· Ослабление стратегических союзов или их неудовлетворительная вовлеченность: Республика Армения считает, что членство в военных союзах должно исключать действия одного из участников союза, противоречащие интересам другого участника. В рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) необходимо уточнить порядки вовлечения других участников Организации в случае агрессии против одного из государств-участников.

· Терроризм и трансграничные преступления: Непосредственной угрозой для Республики Армения выступает международный терроризм во всех его проявлениях, распространение и транзит оружия массового поражения и наркотических средств, «отмывание» денег, трафикинг.

· Энергетическая зависимость: Республика Армения, имея ограниченные природные ресурсы, находится в энергетической зависимости. Осуществленные реформы позволили уменьшить эту зависимость, сформировав эффективные взаимоотношения в энергетической сфере как внутри страны, так и с основным партнером по поставкам энергоносителей – Российской Федерацией.

· Изоляция Армении от региональных программ: Республика Армения придаёт важное значение своему вовлечению в региональные инфраструктурные программы. В данном аспекте особенно важны программы Европейского Союза (ЕС) ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ. Усилия Азербайджанской Республики по вытеснению Республики Армения из указанных программ выступают в качестве непосредственной угрозы.

· Ослабление национально-культурной идентичности Диаспоры: Республика Армения придает важное значение задаче сохранения армянства в Диаспоре. Наличие организованной и эффективно интегрированной в странах проживания Диаспоры имеет важное значение с точки зрения повышения уровня международной вовлеченности Армении. Ослабление связи Армения – Диаспора, отсутствие взаимообогащающего соприкосновения могут представлять опасность для основополагающих ценностей национальной безопасности Республики Армения.

· Эпидемии и катастрофы: Для безопасности Армении угрозой могут выступать вспышки смертоносных трансграничных эпидемий, природные и техногенные катастрофы в приграничных районах или в глобальных масштабах.

 

Внутренними угрозами являются:

· Снижение эффективности системы государственного управления, недостаток доверия по отношению к судебной системе: Республика Армения находится в переходном периоде и на активном этапе реформ. Угрозой национальной безопасности может явится снижение эффективности системы государственного управления и замедление процесса реформ. Эффективная беспристрастная и независимая деятельность судебной власти имеет исключительно важное значение для Армении. Важным показателем эффективности системы государственного управления является уровень доверия по отношению к ней со стороны общества.

· Несовершенство политической системы: Угрозу национальной безопасности представляет все еще неудовлетворительный уровень становления политических партий. Внутрипартийная демократизация важна в качестве стержневой предпосылки укрепления демократии в стране.

· Неудовлетворительный уровень укоренения демократии: В странах, находящихся на переходном этапе, долговечность и эффективность демократической системы подвержены опасности. Непосредственными угрозами являются неполноценное формирование системы защиты прав человека, недостатки в избирательном процессе, недостаточное вовлечение гражданского общества.

· Поляризация общества: Традиционными вызовами переходного этапа выступают низкий уровень эффективности государственных гарантий социальной справедливости, доступности профессионального образования, а также служб здравоохранения и социальных служб, бедность и формирование в обществе атмосферы нетерпимости. Несмотря на то, что Республика Армения фиксирует стабильный прогресс в данных направлениях, эта сфера продолжает быть подверженной высокому риску.

· Урбанизация: Ещё в период нахождения в составе СССР, уровень урбанизации в Армении был высоким. Данный процесс продолжился и после обретения независимости. Основная причина этого – неравномерность рынка труда, возможностей в сфере образования, качества жизни в сельских районах по сравнению с городами, и особенно столицей. Дальнейшая урбанизация Армении представляет угрозу для национальной безопасности. Это связано с опасностями компактного проживания населения в сейсмических поясах, ухудшением демографической ситуации в сельских районах, опустением приграничных деревень.

· Вызовы становлению рыночной экономики и финансово-бюджетного управления: Неудовлетворительный уровень формирования справедливой конкурентной среды и управления естественными монополиями, большие объемы теневой экономики и денежного оборота наличности представляют собой потенциальную угрозу для страны. Республика Армения стремится сохранить высокие показатели экономического развития, обеспечивая необходимые условия свободной торговли, развития малого и среднего бизнеса для привлечения и зашиты инвестиций.

· Неудовлетворительный уровень инфраструктурной сети: Республика Армения  продолжает ощущать потребность в дополнительных дорогах, водопроводах, системах связи и другой инфраструктуре.

· Низкий уровень эффективности научно-образовательной системы: Образование традиционно играет большую роль в Армении. Неэффективность управления научно-образовательной системы, неудовлетворительный уровень международной интегрированности, а также низкая доступность профессионального образования представляют собой угрозу национальной безопасности.

· Недостатки в духовном и патриотическом образовании: Духовное и патриотическое воспитание общества и индивида должно начинаться в семье и продолжаться на всех уровнях образования. Все еще неудовлетворительные уровни воспитания должного уважения к государственности, отношения к здоровому образу жизни и к традиционной роли семьи, а также искажение национальной самобытности являются угрозами для национальной безопасности.

· Негативные демографические тенденции: Республика Армения рассматривает в качестве угрозы своей национальной безопасности низкий уровень рождаемости, неудовлетворительные показатели болезней и смертности, средней продолжительности и качества жизни; а также неуправляемую и нелегальную миграцию, особенно отток человеческих ресурсов в сфере образования, науки и культуры.

· Экологические задачи и неэффективное управление природными ресурсами: Республика Армения придаёт важное значение повышению эффективности горнорудной промышленности, использованию природных ресурсов, в особенности лесных и водных. С точки зрения экологической безопасности особое значение имеет сохранение озера Севан и грамотное использование его ресурсов.

· Эпидемии и катастрофы: Представляющими угрозу факторами являются вспышки смертоносных эпидемий, разрушительные землетрясения и другие природные и техногенные катастрофы на территории государства.

В основе проводимой Республикой Армения политики по предотвращенияю указанных угроз и устранению их последствий, обеспечению стабильного развития государства и общества лежит стратегия национальной безопасности.

 

 
II. Стратегия внутренней безопасности

 

Стабильное и безопасное развитие Республики Армения требует повышения эффективности системы государственного управления, укоренения демократических ценностей, предпринятия шагов, направленных на сохранение экономического роста. Осознавая данную необходимость, Республика Армения приступила к осуществлению всеобъемлющих реформ. Реформы реализуются с условием сохранения национальной самобытности, прежде всего основываясь на внутренние национальные ресурсы и используя опыт и содействие международного сообщества. Затягивание или провал реформ является непосредственной угрозой национальной безопасности.

Осуществление реформ обеспечивается реализацией единой государственной политики. Она выражается в положениях Конституции, обязательствах, принятых в соответствии с международными договорами, законах, указах и распоряжениях Президента Республики Армения, постановлениях правительства и посредством вытекающего из них комплекса нормативно-правовых актов.

 


Tags: armenia, армянская политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments