Kornelij Glas (kornelij) wrote,
Kornelij Glas
kornelij

Стратегия Национальной Безопасности Республики Армения, ч.3

 

1.1    Военно-политические составляющие внешней безопасности

На обеспечение безопасности страны направлены не только сотрудничество Армении в военной сфере с отдельными странами, но и членство в международных и региональных организациях по безопасности, а также участие в осуществляемых в их рамках международных программах. Основными составляющими военно-политического обеспечения безопасности Армении являются:

·              двусторонние отношения с Россией, сотрудничество в оборонной и военно-технической сферах, достигнутое между двумя сторонами стратегическое партнерство,

·              членство в Организации Договора о коллективной безопасности,

·              двустороннее военное сотрудничество, особенно с США и Грецией,

·              сотрудничество с НАТО,

·              деятельность международных организаций по безопасности, в том числе соответствующих органов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые обеспечивают открытость и прозрачность контроля над вооружениями.

 

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

Армения является государством-основателем Организации Договора о коллективной безопасности. Целью организации является недопущение, а в случае необходимости – ликвидация совместными силами направленных против государств-участников военных угроз.

Членство в ОДКБ является одной из составляющих обеспечения безопасности Армении, что обеспечивается за счет многосторонних связей между государствами-участниками. Военная составляющая Договора обеспечивает льготные условия в вопросе военно-технических поставок государствам-участникам, что имеет первоочередное значение для Армении.

Развитие военной составляющей ОДКБ направлено на создание и становление действенных механизмов военного сотрудничества между государствами-участниками, создание эффективных методов борьбы против международных угроз: терроризма, незаконного оборота наркотических веществ и оружия, информационного обмена в данной сфере.

 

Североатлантический Союз (НАТО) 

Армения привержена развитию активных и эффективных отношений с Североатлантическим союзом. Сотрудничество Армении с НАТО осуществляется в рамках Совета Евро-атлантического Партнерства (СЕАП) и Партнерства ради Мира (ПРМ).

Активное участие в рамках Партнерства важно не только необходимостью наличия на соответствующем уровне отношений с НАТО - ведущей организацией по обеспечению европейской безопасности, - но также развитием двусторонних отношений с США и другими союзными государствами, а также с точки зрения политики европейской интеграции Армении.

Армения расширяет политический диалог с НАТО, с целью участия в миротворческих операциях формирует совместимые с союзниками подразделения своих вооруженных сил. Армения своим миротворческим батальоном и рядом других сил участвует в «Процессе планирования и переоценки» (PARP).

Эффективная реализация Программы действий индивидуального партнерства (ПДИП) Армения-НАТО будет способствовать усовершенствованию и модернизации оборонной системы, повышению ее эффективности и обеспению совместимости с оборонными системами развитых стран, включая их вооруженные силы.

 

1.2        Членство в международных организациях

Организация Объединенных Наций (ООН)

Став в 1992 г. членом ООН и приняв общечеловеческие ценности по защите прав человека, принципов демократии и становления правового государства как неотъемлемые составляющие государственной политики, Армения активно участвует в деятельности, осуществляемой в рамках ООН, и сотрудничает с ее структурами, вспомогательными органами и учреждениями.

Армения будет продолжать действенно участвовать в международной борьбе против терроризма и в миротворческих операциях ООН, внося вклад в  международные усилия по обеспечению безопасности и стабильности.

Признавая первоочередную важность ООН в вопросах поддержания международной безопасности и мира, в то же время, Армения считает, что в новых геополитических условиях возникла необходимость реформирования ООН для наиболее эффективного противодействия новым вызовам.

 

Европейские структуры

а. Европейский Союз (ЕС)

Развитие и укрепление отношений с европейскими структурами, в первую очередь с ЕС и его государствами-участниками, – первоочередные направления внешней политики Армении.

Дальнейшее углубление многостороннего сотрудничества с ЕС будет иметь положительное влияние на укрепление демократии и становление правового государства, защиту прав человека и основных свобод.

Развитие отношений с Европейским СоюзомЮ, как одним из крупнейших центров силы мировой политики и экономики, важно также в смысле торгово-экономических контактов, что является значимым фактором экономического развития Армении.

Поддерживаемые ЕС региональные программы создают благоприятные условия для создания на Южном Кавказе атмосферы долговременной стабильности и сотрудничества. Включение Армении в «Политику Европейского Соседства» (ПЕС) является ощутимым достижением на пути европейской интеграции.

Установление тесных отношений с ЕС исходит из долгосрочных интересов РА.

 

б. Совет Европы (СЕ)

Членство в Совете Европы закрепило место Армении в европейской семье, выбор страной европейских стандартов в политической и правовой областях, а также в сфере прав человека и культуры.

Армения придает важность готовности Совета Европы способствовать контактам между государствами и организациями гражданского общества Южного Кавказа, что является важным фактором активизации регионального сотрудничества, урегулирования конфликтов и обеспечения региональной стабильности.

 

в. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)  

   Членство Армении в ОБСЕ важно с точки зрения обеспечения безопасности и стабильности в Европе, мер по демократизации и распространению стандартов правового государства.

ОБСЕ представляет для Армении особую важность с точки зрения урегулирования карабахского конфликта  в связи с деятельностью созданной с этой целью Минской группы ОБСЕ.

Активное вовлечение Армении во все три измерения деятельности ОБСЕ – военно-политическое, человеческое и экономическо-экологическое – является дополнительным важным фактором безопасности и стабильности страны.

 

Содружество Независимых Государств (СНГ)  

Армения является одной из стран-основателей СНГ и активным участником разработки и осуществления в его рамках программ сотрудничества. Это обусловлено интересами страны в экономической, гуманитарной, политической, военно-политической и иных сферах.

СНГ значительно способствует экономическим контактам между государствами-участниками, развитию сотрудничества в социальной и гуманитарной сферах.

В рамках СНГ предпринимаются также усилия по созданию эффективных механизмов сотрудничества в целом ряде сфер, в том числе в военно-политической, всфере защиты и контроля над внешними границами, а также в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, распространением и проникновением наркотических веществ, незаконной миграцией.

 

Международные экономические организации

Армения в высшей степени заинтересована в интеграции в международные структуры экономического сотрудничества и разворачивающейся в рамках этих организаций деятельности. В этом направлении важным достижением является вступление Армении во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Армения тесно и эффективно сотрудничает со Всемирным Банком и Международным валютным фондом. Продолжающееся сотрудничество и помощь, оказываемая Армении этими структурами, значительно способствовали эффективности осуществляемых в Армении реформ.

Республика Армения участвует в деятельности Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).

 

1.3        Двусторонний формат обеспечения внешней безопасности

Российская Федерация

Характер и потенциал отношений с Россией, являющейся частью кавказского региона, не ограничиваются региональным уровнем. Отношения носят стратегический характер, что обусловлено важной ролью России в обеспечении безопасности Армении, традиционными армяно-российскими дружественными отношениями, широкомасштабным торгово-экономическим сотрудничеством, ролью России в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе, а также наличием многочисленной армянской общины в России.

С подписанием Договора «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» и Декларации «О союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Арменией, ориентированном в XXI век» между двумя странами установились отношения стратегического партнерства. Указанные договоры и тесное сотрудничество обеих сторон в оборонной сфере, в том числе в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, лежат в основе системы безопасности Армении. Военное присутствие России на Кавказе имеет особую важность для безопасности Армении в том числе и как фактор обеспечения регионального военно-политического баланса. Республика Армения и Российская Федерация осуществляют совместное боевое дежурство для обеспечения безопасности границ и в сфере противовоздушной обороны.

Армения придает большое значение сотрудничеству с Россией в оборонной, военно-технической и энергетической сферах, в сфере функционирования транспортных коммуникаций, в проблемах региональной стабильности и безопасности, в вопросе улучшения правового статуса проживающих в России граждан Армении.

 

Соединенные Штаты Америки

Отношения между Республикой Армения и Соединенными Штатами Америки динамично развиваются. Это обусловлено не только важной ролью США в мировых и региональных военно-политических и экономических процессах, а также в сфере международных отношений, но и оказываемой со стороны США разносторонней помощью Армении.

Республика Армения тесно сотрудничает с Соединенными Штатами Америки в направлении осуществления реформ по демократическому развитию страны. Увеличивается объем широкого и разностороннего экономического сотрудничества. Значителен вклад США в инвестиции в экономику Армении.

В качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ США вовлечены также в проблемы урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе и вносят свой вклад в посреднические усилия на данном направлении. Армения придает важное значение осуществляемым США усилиям, направленным на формирование региональной стабильности и безопасности, а также установление регионального сотрудничества.

Армения сотрудничает с США в борьбе против международного терроризма, в миротворческих операциях, нераспространении ядерного оружия и в других вопросах глобальной безопасности.

В армяно-американских отношениях важную роль играет армянская Диаспора, которая представлена в Соединенных Штатах многочисленными организациями и центрами.

 

Европейские государства

Двусторонние отношения с европейскими странами являются составной частью общих процессов европейской интеграции Армении. В повестке двусторонних отношений Армения придает важное значение процессам экономического и социального развития страны, европейской интеграции, урегулированию карабахского конфликта, установлению региональной стабильности и развитию регионального сотрудничества. Это дает возможность расширить торговые связи, способствует проникновению на европейский рынок и стимулирует инвестиции в экономику Армении.

Армения заинтересована в развитии разносторонних отношений с европейскими странами, считая приоритетным усиление и расширение двусторонних связей в политической и экономической сферах. Реализация возможностей сотрудничества в международных организациях, а также наличие в ряде стран многочисленных армянских общин и их положительный потенциал являются дополнительными стимулами для развития взаимовыгодных отношений с этими странами.

Республика Армения придает важное значение изучению и применению опыта Восточной Европы, касающегося осуществления реформ.

 

Ближний Восток

Для Армении важность взаимоотношений с государствами Ближнего Востока обусловлена соседством с ближневосточным регионом и влиянием происходящих там процессов на международную политику, а также тем обстоятельством, что армянский народ, будучи на протяжение веков связан  разносторонними отношениями со странами Ближнего Востока, основал в этих странах значительные общины, принимал действенное участие в общественной, политической, экономической и культурной жизни региона.

Армения будет продолжать усилия по развитию сотрудничества со своими традиционными государствами-партнерами на Ближнем Востоке, стремясь открыть новую страницу во взаимоотношениях и экономическом взаимодействии с арабскими странами Персидского залива и Средиземноморья. 

 

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР)

Стабильно расширяются и углубляются отношения Армении со странами азиатско-тихоокеанского региона, направленные как на двустороннее, так и многостороннее сотрудничество. Развитие отношений Армении с этим регионом обусловлено усилением международной роли крупных государств этого региона, в первую очередь Китая, Индии и Японии, экономическим потенциалом и прогрессом стран региона, а также возможностями сотрудничества с ними в рамках международных организаций.

 

1.            Региональное измерение

Безопасность Армении в основном обусловлена отношениями с соседними странами, а также происходящими в них или вокруг них событиями.

Армения постоянно выступает за формирование атмосферы регионального сотрудничества, создание системы безопасности, стремясь к установлению конструктивных отношений между соседними государствами. В регионе есть неурегулированные конфликты и разногласия между соседями, не сформирована всеобъемлющая и единая система стабильности, безопасности, коммуникационных связей и экономического сотрудничества. 

Путем диалога и сотрудничества возможно решить региональные конфликты, смягчить противоречия и исторические споры, предотвратить появление региональных разделительных линий и их негативных последствий.

Региональная стратегия обеспечения безопасности Армении направлена на:

·              укрепление региональной стабильности, развитие и расширение двустороннего и многостороннего взаимовыгодного сотрудничества,

·              дальнейшее развитие добрососедских отношений с Грузией и Ираном и реализацию разносторонних программ сотрудничества,

·              разрешение карабахского конфликта и урегулирование отношений с Азербайджаном,

·              урегулирование отношений с Турцией,

·              распространение и дальнейшее углубление демократических ценностей в регионе,

·              обеспечение участия Армении в осуществляемых в регионе международных экономических проектах.

 

1.1  Двусторонний формат обеспечения внешней безопасности

Исламская Республика Иран

Для Армении развитие традиционных добрососедских отношений с Ираном обусловлено целым рядом существенных объективных факторов: соседством, историко-культурными связями, взаимными экономическими интересами.

Через территорию Ирана проходят связывающие Армению с внешним миром транспортные пути. В условиях экономической и транспортной блокады со стороны двух соседних стран крайне велико значение Ирана как страны, через которую пролегают стратегически важные пути в страны Азии и Ближнего Востока.

Осуществляется сотрудничество между энергетическими системами двух стран, реализуются программы, направленные на обеспечение альтернативных ресурсов энергетической безопасности Армении.

Особая значимость отношений с Ираном для Армении обусловлена также и тем, что являясь весомым игроком в регионе и представителем исламского мира, в вопросе урегулирования карабахского конфликта Иран демонстрирует, в целом, сбалансированный подход.

В рамках экономического сотрудничества с Ираном Армения будет продолжать развитие энергетики, расширение объемов торговли, создание новых коммуникационных путей и эффективное использование уже имеющегося потенциала.

Армения придает важное значение вовлечению Ирана в процессы, происходящие на Южном Кавказе, и рассматривает его как один из факторов стабильности и сохранения равновесия.

Tags: armenia, армянская политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments