Kornelij Glas (kornelij) wrote,
Kornelij Glas
kornelij

Category:

Азербайджан, Шумер, Гитлер: пост-модерн в отдельно взятом пост-совке





Circle.Am: Rating and Statistics for Armenian Web Resources


На Опен скинули прекрасную книгу: "ОСВЕЩЕНИЕ ОБЩЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ И НАРОДОВ ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (Москва, 2009)" Копание в ней доставило массу удовольствия.

Начнем с этого: "Анализ школьных учебников истории постсоветских стран показывает, что за исключением Белоруссии и (в меньшей степени) Армении, все остальные страны пошли по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории. При этом в качестве «заклятого врага» зачастую используется образ России и русских".

И далее много про соседнюю страну и нас, убогих, в их изложении (далее только цитаты из книги):

В азербайджанском учебнике истории древнего мира мы можем обнаружить категорическое утверждение: «Азербайджан считается одним из первых мест обитания древних тюрков». Одновременно в том же учебнике говорится, что тюрками также были и шумеры: «В VII — VI тысячелетиях до нашей эры тюркоязычные племена шумеров переселились в Месопотамию из Центральной Азии и подножия Алтайских гор». Получается, что древность происхождения азербайджанцев сопоставима с древностью шумеров. Однако шумеры, по убеждению мировой науки, не только не были тюркоязычны, но «шумерский язык отделен от почти любого «кандидата» в родственные с ним языки многими тысячами лет и километров». Авторы учебника не могут этого не знать, но тем не менее связь своих предков с шумерами подчеркивают: «Первые письменные свидетельства о племенах древнего Азербайджана даны в шумерских эпосах и
клинописях»
.

............

Освобождение от научной дисциплины открыло широкие возможности для смешения абсолютно различающихся концепций.
Часть историков советских времен утверждали, что этногенез азербайджанцев происходил изначально на тюркской основе, но с участием ирано- и кавказоязычных племен, а затем, в результате волн переселений родственных племен, состав этноса стал постепенно однородным и целиком тюркским. Другая группа ученых говорила, что
предки азербайджанцев в разные периоды могли говорить на различных языках, при этом не меняясь этнически. Тюркский язык утвердился лишь в X—XI вв., но сами тюрки ассимилировались местным населением. Обе эти концепции объединяло следование теории автохтонности происхождения, но разделяло отношение к языку как к
основе единой культуры.

Для авторов современных азербайджанских учебников никаких проблем в этом смысле нет вообще: «Азербайджанские тюрки образовались в результате слияния проживавших на этой обширной территории с древнейших времен и переселявшихся сюда периодически тюркских этносов, известных под различными названиями — азери,
гаргары, албаны, гунны, хазары, сабиры, огузы и другие». Однако точно известно, что наиболее древние из перечисленных племен — азери и албаны — к тюркам никакого отношения не имеют. На это у авторов
находится ответ: «Согласно историческому преданию приблизительно во II веке до н. э. правителем Албании был Аран… Из-за мягкого характера правителя Арана и данного ему прозвища Агу — «хороший, добрый» страну стали называть Агуан (Албания). Как видно, и имя и прозвище первого правителя Албании имели древнетюркское происхождение».

Таким образом, обе концепции этногенеза азербайджанцев механически объединены в одну, что позволило решить и проблему древности, и проблему единства языка, и проблему непрерывности этногенеза и культуры. Единственный недостаток этой поистине гениальной схемы — она насквозь антинаучна. Зато позволяет обосновать важнейший тезис: «Современная Армения возникла на территории древнего Западного Азербайджана».

...............


Первые исторические знакомства азербайджанцев с русскими описываются в учебниках как страшные бедствия для первых: «Во время похода 914 года славянские дружины месяцами беспрерывно грабили и разоряли населенные пункты на азербайджанских берегах Каспийского моря. Они учинили расправу над мирными жителями, угнали в плен женщин и детей». В других эпизодах раздела авторы описывают изуверства, чинимые русскими, так, будто сами были этому
свидетелями: «Барда оказалась в руках славян. Население было предано мечу, город беспощадно разграблен… В городе начались новый разбой и резня. Женщин и детей угнали в плен. По сведениям источников, в то время в Барде было убито до 20000 человек». Весь раздел — сплошной перечень зверств. При описании иранского, арабского и всех прочих нашествий о жестокостях завоевателей нигде столь акцентированно не говорилось, а если и упоминалось, то сразу же смягчалось примерами позитивного содержания.

...........

В азербайджанских учебниках подчеркивается, что территории современного Азербайджана в составе Российской империи были «колонией», население которой подвергалось политическому, социальному, экономическому, религиозному и национальному угнетению. Однако резкие оценки не подтверждаются приводимым в тексте материалом. Примеры «колонизаторского гнета» выглядят попросту нелепо: «Крестьяне… попадали в тяжелую налоговую кабалу.
Российское правительство, столкнувшись с таким трагическим, но закономерным результатом своей политики, вынуждено было учесть полное разорение азербайджанских крестьян. Правительство, чтобы не терять свои будущие доходы, разрешило простить крестьянам все недоимки».

....

Просто нельзя не отметить как пример причудливой интерпретации описание хода Губинского восстания 1837 года — «самого крупного из антиколониальных», а также его последствий. Сразу же бросается в глаза абсолютная несопоставимость противостоящих сил: «Число восставших превысило 12 тысяч человек… Отряд Ярали захватил в плен 50 русских солдат. В первые дни сентября началась осада Губы повстанцами. Крепость охраняли 600 солдат и
офицеров под командованием Ищенко». Однако, несмотря на то, что «повстанцы сражались героически… попытка штурма крепости 6-го сентября была неудачной». Самое удивительное, что когда русское войско перешло в контрнаступление, то есть попросту врукопашную, «неподалеку от города повстанцы потерпели тяжелое поражение».

........

Ностальгический пафос советского патриотизма явно звучит в рассыпанных по всему тексту фразах, наподобие: «9 мая вошел в историю, как День Победы… СССР вышел из войны победителем. В достижении этой победы азербайджанскому народу принадлежат большие заслуги».

Вместе с тем, буквально, «строками из другой песни», сбивая все с толку, врывается тема сотрудничества с нацистами:
«22 декабря 1941 г. Гитлер распорядился о создании из мусульман Кавказа особых национальных воинских частей. Такая часть была создана, в том числе, и из азербайджанцев. Политэмигранты активно участвовали в освобождении азербайджанцев из плена, в их объединении в национальных воинских частях. Произведение М.Э. Расулзаде о трехцветном флаге переходило в этих частях из рук в руки… Воинское соединение, состоящее из кавказских мусульман, активно участвовало во взятии стратегических высот Моздока, Казбека и Эльбруса. Немцы
высоко оценили их боевые качества, наградив многих из них медалями»


Ну и много чего другого интересного. Для тех, кому интересно - закачал книгу в Скрибд:

ОСВЕЩЕНИЕ ОБЩЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ И НАРОДОВ ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ...



Tags: reports, Альцгеймер, Россия, история, пост-совок, соседи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments